mrrobespyer

Category:

Распространение нечестия

В Коране понятие «распространение нечестия» упоминается не раз. Всевышний обращается ко всем людям, независимо от вероисповедования: «Не распространяйте нечестия на Земле». Но что означает это словосочетание? Как его понимать? Ведь этим можно оправдать лишение человека жизни: «По этой причине Мы предписали сынам Исраила (Израиля): кто убьет человека не за убийство или распространение нечестия на земле, тот словно убил всех людей» (Коран, 5:32). Толкователи Корана трактуют данное понятие следующим образом:

«Это относится к вероотступникам, воинствующим неверующим и проповедникам ереси, остановить которых можно только, казнив их. Это также относится к грабителям на дорогах и им подобным преступникам, которые нападают на людей, угрожая их жизни и лишая их имущества» (ас-Саади).

«То есть насилие и кровопролитие» (Дарйабади).

Таким образом согласно ас-Саади, «распространение нечестия» означает: 1) вероотступничество, 2) воинственное неверие, 3) проповедование ереси, 4) грабежи, «и им подобные преступления. То есть, ас-Саади трактует данное понятие довольно широко. Дарйабади же подошел к этому вопросу кратко и однозначно: «насилие и кровопролитие». Сколько я в интернете не гуглил, точного определения этому понятию я не нашел. И каждый, как мне кажется, может понимать это по-своему, как говорится, в меру своей испорченности, в чем и кроется определенная опасность. За вероотступничество человека следует убить, как полагают все мазхабы в суннизме. В некоторых арабских странах практикуют забивание камнями жен-изменщиц. Это тоже можно понимать как «распространение нечестия». По такой логике можно убивать и шиитов, за то, что они проповедуют ересь, с точки зрения суннитов. А что уж говорить про другие религии?

Я задавал вопрос, что же такое «распространение нечестия», на разных исламских форумах. Вопросом интересовался не я один. Но точного и внятного ответа так и не нашел. Тогда я решил попробовать разобраться в этом вопросе самостоятельно.

На арабском «распространение нечестия» звучит как «фасад» и является  производным от слова «фасид» (портиться, уйти от правильных действий). Фасад означает нечто вначале нормальное и пригодное, затем утерявшее эти качества и ставшее испорченным. Слово фасад можно использовать по отношению ко многим вещам и понятиям: словам, делам, душе, телу, личности, предмету, сделкам, служению, религии и т.д.

В Коране оно звучит в разных формах: авсадуха, ювсидуна, муфсидина, ли-юфсида, аль-фасада и так далее. Разные переводчики дают ему свой перевод: беспорядок, непотребство, нечестие, беды, бесчинство, расстройство, порча, беззаконие, непокорность (в переводах Абу Аделя, Аль-Мунтахаба, Крачковского, Кулиева, Османова, Прохоровой, Саблукова).

Но прежде всего надо руководствоваться самим Кораном, первоисточником. Что же нам Коран говорит по этому поводу? Разъясняет ли он слово «фасад»?

Читаем суру 2 аят 30 в переводе Кулиева:

«Вот твой Господь сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника». Они сказали: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и освящаем Тебя?» Он сказал: «Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете».

Речь в этом аяте идет о создании первого человека – Адама. «Распространение нечестия» упоминается в привязке с кровопролитием.

Читаем суру 5 аят 33:

«По этой причине Мы предписали сынам Исраила (Израиля): кто убьет человека не за убийство или распространение нечестия на земле, тот словно убил всех людей, а кто сохранит жизнь человеку, тот словно сохранит жизнь всем людям. Наши посланники уже явились к ним с ясными знамениями, но многие из них после этого излишествуют на земле».

Данный аят следует сразу же за аятами, в которых рассказывается история убийства Авеля Каином. То есть, привязка убийство + первое кровопролитие.

Далее аяты 2:204-206:

«Среди людей есть такой, чьи речи восхищают тебя в мирской жизни. Он призывает Аллаха засвидетельствовать то, что у него в душе, хотя сам является непримиримым спорщиком. Когда он уходит, то начинает распространять нечестие на земле, уничтожать посевы и губить потомство. Но ведь Аллах не любит нечестия. Когда ему говорят: «Побойся Аллаха», гордыня подталкивает его на грех. Довольно с него Геенны! Как же скверно это ложе!».

Здесь же «распространение нечестия» употребляется совместно со словами «уничтожать посевы и губить потомство». То есть результат тот же - что-то или кто-то гибнет.

Аят 5:64:

«Иудеи сказали: «Рука Аллаха скована». Это их руки скованы, и они прокляты за то, что они сказали (или да будут скованы их руки, и да будут они прокляты за то, что они сказали). Его обе Руки простерты, и Он расходует, как пожелает. Ниспосланное тебе от твоего Господа приумножает во многих из них несправедливость и неверие. Мы посеяли между ними вражду и ненависть вплоть до Дня воскресения. Всякий раз, когда они разжигают огонь войны, Аллах тушит его. Они стремятся распространить на земле нечестие, но Аллах не любит распространяющих нечестие».

В этом аяте «распространение нечестия» прямо привязано к «разжиганию огоня войны».

Аят 27:34:

«Она сказала: «Когда цари вторгаются в селение, они разрушают его и превращают его самых славных жителей в самых униженных. Вот так они поступают».

Речь в аяте идет о царице Сабы, которая обращается к своей знати. Здесь слово авсадуха переведено как «разрушают». У Абу Аделя переведено как «беспорядок», у Крачковского – «губят», У Османова, Пороховой и Саблукова – «разоряют». Но мысль понятна. Речь идет о насильственных действиях и произволе.

Аят 2:251:

«Они разгромили их по воле Аллаха. Давуд (Давид) убил Джалута (Голиафа), и Аллах даровал ему царство и мудрость и научил его тому, чему пожелал. Если бы Аллах не сдерживал одних людей посредством других, то земля пришла бы в расстройство. Однако Аллах милостив к мирам».

Речь в аяте идет о потомках Исраила, которые были несправедливо изгнаны из своих жилищ и разлучены со своими детьми, взятыми в плен агрессорами, о чем говорится в аяте 2:246. Налицо опять насильственные действия.

Есть также несколько других аятов, где упоминается слово «фасад»: 7:141-142, 8:73, 10:91, 27:48-49, 16:88.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что под «распространением нечестия» главным образом подразумевается кровопролитие и насилие, которое имеет своим результатом гибель кого-то или чего-то.

То есть, на мой взгляд, Дарйабади дал самое верное толкование этому понятию. Как видно, ни о каких вероотступниках или распространителях ереси речи в Коране нет.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded